Работа атомного реактора на подводной лодке. Как работает платежная система Apple Pay

4 октября 2016 года платежный сервис Apple Pay официально запустился в России. Многие сразу же захотели опробовать новинку, и сейчас у пользователей множество вопросов по работе сервиса. Мы решили подробно разобрать, как работает Apple Pay и что нужно сделать, чтобы платить в магазинах с его помощью.

Это специальный сервис от компании Apple, интегрированный в стандартное приложение Wallet, который позволяет оплачивать покупки при помощи iPhone или Apple Watch.

Какие iPhone поддерживают Apple Pay?

Все iPhone с чипом NFC, то есть iPhone SE, iPhone 6 и старше. Но есть способ запустить сервис на iPhone 5/iPhone 5s: необходимо подключить к смартфону Apple Watch, тогда оплата будет производиться с часов.

А это безопасно?

Да, данные ваших карт никогда не передаются продавцам при использовании Apple Pay. Поэтому оплата с iPhone, Apple Watch, iPad и Mac - более надёжный и конфиденциальный способ делать покупки.

Как привязать карту?

Для этого необходимо открыть приложение Wallet и нажать «Добавить платежную карту». После этого отсканируйте карту или введите данные вручную.


Как только активация завершится, вы увидите привязанную карту.

Как настроить на iPhone 5/5c/5s?

Сначала подключите к iPhone Apple Watch. После этого зайдите в приложение Watch и выберите пункт Wallet и . Добавьте карту по аналогии.

Как платить?

Просто поднесите iPhone или Apple Watch к платежному терминалу, когда последний будет готов принять оплату. Разблокировать устройство при этом не нужно, но потребуется нажать два раза на кнопку Home. При оплате потребуется отсканировать отпечаток пальца. Для оплаты с помощью Apple Watch сначала нажмите два раза на боковую кнопку.


Фото @Volfram_1991

Обязательно ли нужен Интернет? Или можно и в авиарежиме оплачивать?

Нет, обмен данными производится при помощи интернет-подключения к терминалу.

Поддерживаются ли Apple Watch первого поколения?

С какими банками и картами работает?

Пока что Apple Pay работает только с картами MasterCard банка «Сбербанк». В самое ближайшее время будут подключены и другие крупнейшие банки страны, так что бежать оформлять себе новую карту только ради Apple Pay не нужно.

Есть ли комиссия?

Комиссия за оплату есть (от 0,15 % до 0,17 %), но платите ее не вы, а точка, где производится оплата.

То есть можно просто поднести iPhone к любому терминалу в магазине и оплатить покупку?

Не совсем. Терминал должен быть с поддержкой технологии PayPass. А в остальном — да, все верно.

А зачем вообще это нужно?

В будущем вы сможете добавить в Apple Pay все свои банковские карты (как кредитные, так и дебетовые) и по сути оставлять кошелек с картами дома, отправляясь за покупками с одним только телефоном.

Оставьте кошелёк дома. Теперь вы можете использовать свой телефон вместо банковской карты. Это стало возможным благодаря платежной системе Apple Pay.

Эппл Пей – мобильный платежный сервис, в основе которого лежит NFC-технология. С его помощью возможно оплачивать товары и услуги без кредитки. Для проведения оплаты покупателю нужно поднести свой мобильный девайс – смартфон или смарт-часы, к специальному терминалу и через пару секунд операция получит подтверждение. Официально старт сервиса в России дан 4 октября этого года.

Как подключить и настроить

Ничего дополнительно устанавливать и настраивать не требуется. Если, конечно, ваше устройство поддерживает Эпл пей. Просто перейдите в приложение Wallet и добавьте в него платёжные карты. Большинство из нас волнует вопрос, как подключить apple pay сбербанк, «пластик» от Сбербанка самый популярный в России. В банк идти вам не придётся, просто добавьте кредитку от Сбербанка в приложение.

Добавляем карту

В одно устройство можно добавить до 8 кредиток.

  1. Открывайте в своём смартфоне приложение Wallet
  2. Нажимайте «Добавить платежную информацию»
  3. Если вы уже расплачивались безналом в iTunes, вам просто нужно подтвердить информацию с помощью кода безопасности.
  4. Если информации о кредитки в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру телефона
    Нажимайте «Далее».
  5. После подтверждения банка нажимайте «Далее»
  6. Готово!

на iPad

  1. Открывайте «Настройки»
  2. Выбирайте раздел «Wallet и Apple Pay»
  3. Нажимайте «Добавить платежную карту»
  4. Если вы уже расплачивались безналичными платежами в iTunes, вам просто необходимо подтвердить информацию с помощью кода безопасности
  5. Если информации в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру
  6. Нажимайте «Далее». Банк будет проверять данные и может запросить дополнительные сведения.
  7. Готово!

на Apple Watch

  1. Открывайте программу Watch на iPhone
  2. Нажмите «Wallet и Эппл Пей»
  3. Если данные уже хранятся на вашем iPhone, нажмите «Добавить»
  4. Если вам надо завести «пластик», не сохраненный на iPhone, нажмите «Добавить платежную информацию»
  5. Если вы уже расплачивались в iTunes, вам просто нужно подтвердить информаци с помощью кода безопасности.
  6. Если данных о карте в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру
  7. Нажимайте «Далее». Банк будет проверять данные и может запросить дополнительные сведения для авторизации.
  8. После подтверждения банка нажмите «Далее»
  9. Готово!

на компьютер Mac

  1. Открывайте в меню компьютера «Системные настройки»
  2. Выберите раздел меню «Wallet и Эппл Пей»
  3. Нажимайте «Добавить карту»
  4. Вводим код безопасности.
  5. Если информации в iTunes нет, вы можете ввести их в ручную или снять на камеру телефона
    Нажимайте «Далее».
  6. После подтверждения банка нажмите «Далее»
  7. Готово!

Где использовать бесконтакную оплату

Эпл пей работает в любом месте, где принимают бесконтактные платежи. Чтобы это понять поищите на кассе или рядом с терминалом символ приёма таких платежей.
Также вы можете совершать покупки в приложениях и через браузер Safari в интернете.

Как провести платежную операцию

В оффлайн

Когда вы рассчитываетесь за покупку в магазине просто поднесите свой телефон к терминалу на кассе, а палец положите на Touch ID. Вам не нужно открывать приложение или разблокировать экран, можете даже не смотреть на телефон во время оплаты, о том что платёж успешно совершен Вы узнаете по сигналу и тонкой вибрации своего iPhone

Для того, чтобы сделать покупку в магазине с помощью Apple Watch, нужно два раза нажать на кнопку сбоку и удерживать ваши часы рядом с бесконтактным считывателем. Нежный пульс и сигнал подтвердят успешность платежа.

Онлайн

Для транзакции в приложении нужно выбрать вариант оплаты «Эппл Пей» или «Купить с использованием Эппл Пей». Поместите палец на датчик Touch ID. После успешной операции вы увидите надпись «Готово» на экран

Принцип работы

Apple Pay работает через специальный чип NFC, который установлен на всех новых моделях iPhone и iPad и в серии часов от Эппл.

NFC (Near Field Communication) представляет собой беспроводную технологию с небольшим радиусом действия, что позволяет двум устройствам (например, телефону и терминалу в магазине) обмениваться информацией оплаты быстро и удобно в непосредственной близости.

Вы просто подносите свой айфон к терминалу на кассе магазина или в ресторане, удерживая палец на сенсорном ID кнопки.

Поддерживаемые устройства

  • iPhone 6/6S, 6/6S Plus
  • iPhone SE
  • iPhone 7, 7 Plus
  • Часы 1-го поколения
  • Apple Watch Series 1 и 2
  • iPad Pro (9,7 и 12,9 дюйма)
  • iPad Air 2
  • iPad mini 3 и 4

Помимо этого, теперь можно оплачивать покупки и с помощью MacBook Pro с датчиком Touch ID, но сделать это можно только в браузере Safari. А в паре с умными часами или айфоном вы сможете заплатить за покупку в интернете c компьютера Mac, но если только ваша модель компьютера старше 2012 года.

Комиссия

За использование сервиса и проведение платежей с покупателя не взимаются дополнительные комиссии. Компания Эппл получает оплату только от банков-партнеров в размере 0,15-0,17% от суммы каждой транзакции, проходящей через сервис.

Безопасность

Проведение платежей через сервис Apple Pay обеспечивает более высокий уровень безопасности, чем в случае прямого использования кредитки.

  1. Во-первых, очередь из-за того, что для подтверждения транзакции используется отпечаток пальца покупателя, а не ввод ПИН-кода.
  2. Во-вторых, благодаря использованию уникального идентификатора карты (DAN) и динамического кода безопасности, который специально генерируется при каждой операции.

Таким образом, при оплате продавцу передаются не данные карты покупателя, а только DAN, что исключает возможность перехвата и дальнейшего использования сведений для совершения мошеннических действий третьими лицами.

Видео

В сентябре 2017 года платёжному инструменту Apple Pay исполнилось 3 года. За это время ему удалось добиться невероятной популярности в Америке, в Европе и прежде всего в Азии. Статистика, собранная «яблочной компанией», поражает: если верить ей, каждый второй обладатель мобильного телефона в Индии, Таиланде и Индонезии предпочитает Apple Pay. География Apple Pay регулярно расширяется: на конец 2017 года оплатить с помощью этого инструмента покупку можно в таких экзотических местах, как острова Джерси и Гернси, и даже в Ватикане.

Дженнифер Бэйли, вице-президент компании Apple, заявляет, что 98% пользователей Apple Pay довольны работой системы мобильных платежей – а всё благодаря её простоте и безопасности. Юзеру , который до сих пор предпочитает катать по пин-паду карту с магнитной полосой, впору попробовать новый способ – велика вероятность, что к прежнему он возвращаться уже не захочет.

Принцип работы Apple Pay основан на технологии – беспроводной передачи данных на короткие дистанции (максимум 20 см). Система производит оцифровку банковской карточки пользователя и зашифровывает информацию, применяя ещё один важный компонент – чип Secure Element. Сведения, которые содержатся в памяти Secure Element, никуда не передаются – Apple также не может получить к ним доступ.

Apple Pay включает в себя и прочие элементы:

  • Secure Enclave – ответственен за аутентификацию, выполнение платёжных транзакций и хранение дактилоскопических данных.
  • Apple Pay Servers – серверная часть платёжной системы, отвечающая за состояние карт, внесённых в Wallet.

Когда владелец смартфона подносит его к пин-паду, происходит сопряжение 2-х устройств. Они начинают обмениваться так называемыми токенами – сгенерированными случайным образом последовательностями чисел. Если, зная токен, подобрать ключ и правильно дешифровать, получишь номер банковской карты. Однако на деле эта задача практически невыполнима. Стоит отметить, что перехватить токен – тоже дело непростое; информация удаляется незамедлительно после того, как происходит разрыв сопряжения (то есть транзакция завешается).

Заметка. Apple тщательно скрывает информацию об алгоритме шифрования — чем очень злит спецслужбы разных стран. Однако упрямство фирмы оправдано – очевидно, Apple понимает, что если она передаст ключ кому-либо, то потеряет уважение пользователей.

Какие устройства поддерживают Apple Pay?

Пользоваться Apple Pay могут владельцы следующих девайсов:

  • iPhone 6-го, 7-го и 8-го поколений, а также моделей X и SE.
  • Планшетов iPad 4, mini 3, Air 2 и Pro.
  • Часов iWatch.
  • Mac, выпущенных после 2012 года.

Apple Pay удастся настроить и на Айфонах 5-го поколения – однако в этом случае без не обойтись.

Как подключить Apple Pay?

Прежде всего нужно привязать банковскую карточку к сервису. Если карта эмитирована Сбербанком, действовать следует так:

  1. Скачайте, установите и откройте приложение «Сбербанк Онлайн» .
  2. В перечне карт выберите подходящую и нажмите кнопку «Apple Pay ».
  3. На экране появится окно, предлагающее добавить карту в Apple Wallet. Кликните на соответствующую кнопку – это то, что нужно.
  4. На следующем экране выберите устройство, к которому хотели бы подключить Apple Pay – iPhone или часы Watch. Затем на этапе «Добавление карты » нажмите кнопку «Далее ».
  5. Примите «Условия пользовательского соглашения ».
  6. Когда на экране появляется сообщение «Карта добавлена! », жмите на «Готово ». Теперь карточка привязана к Apple Pay.

Аналогичным образом можно привязать к платёжной системе и другую карту. Если карт несколько, управление ими следует осуществлять в фирменном приложении Wallet.

Произвести привязку карты можно и без использования приложения банка – прямо в Wallet. Откройте программу. Если в левом верхнем углу присутствует значок Apple Pay, значит, система уже активирована. Если нет, проследуйте в раздел настроек «Wallet & Apple Pay » и включите её.

Затем в приложении Wallet нажмите на «+ » в правом верхнем углу, введите данные карты вручную либо сфотографируйте её. После этого платёжная система должна утвердить и запомнить карточку.

Если на экране появляется такое сообщение, это значит, что либо вы пытаетесь привязать карту банка, с которым Apple Pay пока не сотрудничает, либо баланс карты составляет менее 1 рубля. На 2017 год список банков, поддерживающих платёжную систему Apple, уже достаточно обширен – в него входят:

  • Сбербанк.
  • ВТБ24.
  • Альфа-Банк.
  • Россельхозбанк.
  • Промсвязьбанк.
  • Райффайзенбанк.
  • МТС-Банк.
  • Газпромбанк.
  • Тинькофф.

Также к Эппл Пэй привязываются все карточки «Мегафон», «Билайн», «Кукуруза», «Яндекс.Деньги».

Как пользоваться Apple Pay?

Чтобы оплатить покупку посредством Apple Pay, достаточно поднести гаджет к пин-паду и приложить палец к Touch ID, подтвердив таким образом списание денежных средств.

Оплачивать с Apple Watch нужно несколько иначе: следует дважды нажать на кнопку, которая располагается на правом торце часов, и повернуть девайс экраном к пин-паду. Раздастся характерный звук – это значит, что оплата прошла успешно.

Если сумма покупки превосходит 1 000 рублей, может потребоваться ввести пин-код или расписаться на дисплее.

Заметка. Во время оплаты на гаджете обязательно должен быть активирован интернет — мобильный или вай-фай – для обмена данными. Если iPhone находится в авиарежиме, оплатить покупку не получится.

Многих юзеров интересует такой вопрос: приходится ли платить комиссию за использование Apple Pay? Верно, комиссия существует, но перечислять процент обязаны не владельцы девайсов, а банки и платёжные системы MasterCard и Visa – с каждой транзакции 0.15%. Сами пользователи ничего не переплачивают.

Заключение

«Яблочная» компания продолжает совершенствовать Эппл Пэй. С выходом в 2017 году у обладателей iPhone появилась возможность производить прямой денежный перевод. Сервис, позволяющий делать это, называется Apple Pay Cash, действует он, увы, пока только в США. Однако в том, что и до России Apple Pay Cash рано или поздно доберётся, нет сомнений.

Также Apple активно расширяет географию своей платёжной системы. По слухам, Apple Pay скоро появится и в других государствах бывшего СНГ. Первая на очереди Беларусь.

Что такое Apple Pay?

Apple Pay — это удобный и безопасный способ оплаты в магазинах, в приложениях и в интернете с помощью iPhone, Apple Watch, iPad и Mac. Покупки можно оплатить невероятно быстро. Вам понадобится только устройство, которое всегда под рукой. А ещё Apple Pay — это более безопасный и лёгкий способ оплаты в интернете и приложениях. Вам больше не придётся регистрироваться в онлайн-магазинах и заполнять длинные формы.

Как подключить карту к Apple Pay?

Для настройки Apple Pay ваше устройство должно быть оснащено сканером отпечатков пальцев Touch ID. Также на устройстве должен быть совершен вход в учетную запись .

Обратите внимание: чтобы настроить Apple Pay, Вам потребуется подключение к интернету.

  • Откройте приложение Почта Банк Онлайн
  • Перейдите на страницу любой карты Visa и нажмите на кнопку «Подключить Apple Pay»
  • Следуя инструкциям, добавьте карту. Вам не потребуется сканировать банковскую карту или вводить коды из СМС
  • Откройте приложение Wallet.
  • Коснитесь значка «плюс» в правом верхнем углу.
  • Чтобы добавить кредитную или дебетовую карту, связанную с вашей учётной записью iTunes, введите код безопасности этой карты. Или выберите «Добавить другую карту» и с помощью камеры введите данные карты.

Apple Watch

  • Откройте приложение Watch на iPhone.
  • Коснитесь «Wallet и Apple Pay» и выберите «Добавить кредитную или дебетовую карту».
  • Введите код безопасности, чтобы добавить кредитную или дебетовую карту, привязанную к вашей учётной записи iTunes. Или выберите «Добавить другую карту» и отсканируйте её при помощи камеры iPhone.

*iCloud - интернет-сервис компании Apple. Для входа в iCloud необходимо зайти в приложение «Настройки» на вашем устройстве и ввести свой Apple ID.

Какие устройства я могу использовать с Apple Pay

Apple Pay работает с iPhone 6 и новее — в магазинах, приложениях, а также на сайтах в Safari; с Apple Watch — в магазинах и в приложениях (требуется iPhone 6 или новее); с iPad Pro, iPad (5-го поколения), iPad Air 2, iPad mini 3 и новее — в приложениях, а также на сайтах в Safari; с Mac (модель 2012 г. или новее) — на сайтах в Safari при наличии Apple Watch или iPhone с поддержкой Apple Pay. Перечень устройств, совместимых с Apple Pay, приведён на

К одним из самых больших в мире атомных подводных лодок можно с уверенностью отнести тяжёлые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула». Классификация НАТО – SSBN «Typhoon». В 1972 году после получения задания, в ЦКМБМТ «Рубин», приступили к разработке данного проекта.

История создания

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на проектирование, С.Н. Ковалев был назначен главным конструктором проекта. Разработка и создание нового типа подводных крейсеров позиционировалось как ответ на строительство ПЛАРБ типа «Огайо» в США. На вооружении планировалось использовать твердотопливные трехступенчатые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39 (РСМ-52), габариты этих ракет и обусловили размеры нового корабля. Если сравнивать с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащены ПЛАРБ типа «Огайо», то ракета Р-39 обладает значительно лучшими характеристиками в дальности полета, забрасываемой массы и имеет 10 блоков, в то время как у «Трайдента» таких блоков 8. Но при этом Р-39 значительно превосходит размерами, она почти вдвое длиннее, и имеет массу втрое больше американского аналога. Компоновка РПКСН по стандартной схеме не подходила для размещения ракет столь большого размера. Решение о начале работ по строительству и проектированию стратегических ракетоносцев нового поколения было принято 19 декабря 1973 года.

В июне 1976 года на предприятии «Севмаш» была заложена первая лодка этого типа ТК-208, которая спущена на воду 23 сентября 1980 года (аббревиатура ТК означает «тяжелый крейсер»). Изображение акулы было нанесено в носовой части, ниже ватерлинии, перед спуском лодки на воду, позже на форме экипажа появились нашивки с акулой. 4 июля 1981 года головной крейсер вышел на морские испытания, на месяц ранее американской ПЛАРБ «Огайо», проект которой был запущен раньше. 12 декабря 1981 года вступила в строй ТК-208. В период с 1981 по 1989 год введено в строй и спущено на воду 6 лодок типа «Акула». Седьмой корабль данной серии так и не был заложен.

Более 1000 предприятий бывшего Союза обеспечивало строительство подводных лодок данного типа. 1219 сотрудников «Севмаша», участвовавших в создании корабля были награждены правительственными наградами.

Заявление о создании лодок серии «Акула» прозвучало на XXVI съезде КПСС от Брежнева, который заявил: У нас имеется система «Тайфун», аналогичная новой американской подводной лодке «Огайо» вооруженную ракетами «Трайдент-I». «Тайфуном» новая лодка «Акула» была названа умышленно, на тот момент холодная война еще не была окончена, для введения противника в заблуждение и прозвучало название «Тайфун».

В 1986 году был построен дизель-электрический транспорт-ракетовоз, водоизмещение которого составляло 16 000 тонн, количество принимаемых ракет на борт 16 БРПЛ. Транспорт получил название «Александр Брыкин» и был предназначен для обеспечения перезарядки ракетами и торпедами.

Длительный высокоширотный поход в Арктику был осуществлен в 1987 году лодкой ТК-17 «Симбирск». Во время этого похода была произведена неоднократная замена экипажей.

На ТК-17 «Архангельск» при проведении учебного пуска в шахте взорвалась и сгорела учебная ракета, пуски проводились в Белом море 27 сентября 1991 года. При взрыве сорвало крышку ракетной шахты и выброшена в море боевая часть ракеты. После этого инцидента лодка встала на небольшой ремонт, экипаж при взрыве не пострадал.

«Одновременный» пуск 20 ракет Р-39 прошел на испытаниях проводимых Северным флотом в 1998 году.

Особенности конструкции

Энергетическая установка на лодках данного типа выполнена в виде двух независимых эшелонов, которые расположены в прочных корпусах, корпуса эти разные. Для контроля состояния реакторов используется импульсная аппаратура, на случай потери электроснабжения реакторы оснащены системой автоматического гашения.

Еще на стадии проектирования в техническое задание был включен пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, в связи с этим проведена разработка и ряд экспериментов, в опытных отсеках, методов расчета динамической прочности наиболее сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Так как стандартные цеха не подходили для постройки лодок типа «Акула», пришлось возводить новый цех за номером 55 на «Севмаше», который в настоящее время является одним из самых больших крытых эллингов в мире.

Подводные лодки типа «Акула» обладают достаточно большим запасом плавучести 40%. За то что половина водоизмещения на лодках этого типа приходится на балластную воду, они получили неофициальное название на флоте — «водовоз», еще одно неофициальное название «победа техники над здравым смыслом» было присвоено лодке в конкурирующем КБ «Малахит». Существенной причиной повлиявшей на принятие такого решения было требование обеспечить наименьшую осадку корабля. Данное требование было вполне обоснованно получением возможности использования уже существующих ремонтных баз и пирсов.

Именно большой запас плавучести вместе с достаточно прочной рубкой дают возможность проломать лед, толщина которого составляет до 2,5 метров, это позволяет вести боевое дежурство в северных широтах практически до северного полюса.

Корпус

Одной из особенностей конструкции лодки является наличие пяти обитаемых прочных корпусов внутри легкого корпуса. Два из которых, основные, их наибольший диаметр составляет 10 метров, расположены по принципу катамарана – параллельно друг другу. Ракетные шахты с ракетными комплексами Д-19 находятся в передней части корабля, между главными прочными корпусами.

Помимо этого, лодка оснащена тремя герметичными отсеками: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Такое размещение трех отсеков между основными корпусами лодки существенным образом повышает пожаробезопасность и живучесть лодки. Согласно мнению генерального конструктора С.Н. Ковалева:

«Произошедшее на «Курске» (проект 949А), на подводных лодках проекта 941, не могло привести к таким катастрофическим последствиям. Торпедный отсек на «Акуле» выполнен в виде отдельного модуля. В случае взрыва торпеды не могло произойти разрушения нескольких основных отсеков и гибели всего экипажа.»

Главное корпуса соединяются между собой тремя переходами: в носу, в центре и в корме. Переходы проходят через промежуточные отсеки капсулы. Количество водонепроницаемых отсеков на лодке – 19. Спасательные камеры, размещенные у основания рубки под ограждением выдвижных устройств, способны вместить весь экипаж. Количество спасательных камер -2.

Изготовление прочных корпусов осуществлялось из титановых сплавов, легкий корпус – стальной и имеет нерезонансное противолокационное и звукоизолирующее покрытие, вес которого составляет 800 тонн. Американские специалисты считают, что звукоизолирующим покрытием снабжены так же прочные корпуса лодки.

На корабле установлено развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, которое имеет размещение непосредственно за винтами. Убирающимися выполнены передние горизонтальные рули.

Для осуществления возможности несения дежурства в северных широтах, ограждение рубки изготовлено очень прочным, имеющим способность проломать лед, толщина которого составляет от 2 до 2,5 метров (в зимний период толщина льда в Северном ледовитом океане может быть от 1,2 до 2 метров, иногда достигает 2,5 метров). Снизу поверхность льда составляют наросты в виде сосулек или сталактитов имеющих довольно большие размеры. Во время всплытия на лодке убираются носовые рули, а сама она прижимается к ледяному слою специально приспособленным для этого носом и рубкой, затем осуществляется резкий продув цистерны главного балласта.

Силовая установка

Проектирование главной ядерной энергетической установки осуществлено по блочному принципу. В главную установку входят два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 тепловая мощность которых на валу составляет 2х50 000 л.с. а так же в обоих прочных корпусах расположены две паротурбинные установки, это значительным образом повышает живучесть лодки.

На лодках проекта «Акула» применяется двухкаскадная система резинокордной пневматической амортизации и блочная система механизмов и оборудования, что позволяет значительным образом улучшить виброизоляцию узлов и агрегатов, и таким образом снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для снижения уровня шума винты находятся в кольцевых обтекателях (фенестронах).

Система резервного средства движения включает в себя два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. При маневрировании в стесненных условиях на лодке используются подруливающее устройство, представляющее из себя две откидные колонки с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Эти устройства размещаются в носовой и кормовой части корабля.

Размещение экипажа

Размещение экипажа осуществляется в условиях повышенной комфортности. На подводных лодках проекта «Акула» предусмотрен салон для отдыха экипажа, плавательный бассейн размерами 4х2 метра глубина которого 2 метра, бассейн заполняется пресной либо соленой забортной водой с возможностью подогрева, спортзал, солярий, сауна, а так же «живой уголок». Размещение рядового состава происходит в маломестных кубриках, командный состав размещен в двух либо четырехместных каютах обеспеченных умывальниками, телевизорами и кондиционерами. Кают-компании две: одна для офицеров, а вторая для матросов и мичманов. За условия комфортности созданные на лодке, среди моряков она получила название «плавучий «Хилтон»».

Вооружение

Основным вооружением ТК являются 20 трехступенчатых твердотопливных баллистических ракет Р-39 «Вариант». Стартовая масса данных ракет вместе с пусковым контейнером составляет — 90 тонн, а длинна 17,1 м, это наибольшая стартовая масса из всех принятых на вооружение БРПЛ.

Ракеты имеют разделяющуюся боевую часть на 10 боеголовок с индивидуальным наведением, каждая по 100 килотонн в тротиловом эквиваленте, дальность полета ракет – 8 300 км. В связи с тем, что Р-39 имеют достаточно большие габариты, единственным их носителем являются лодки проекта 941 «Акула».

Испытания ракетного комплекса Д-19 проводились на специально переоборудованной дизельной субмарине К-153 (проект 619), на ней была размещена только одна шахта для Р-39, количество запусков бросковых макетов ограничено семью.

запуск ракеты Р-39 с подводной лодки проекта 941 «Акула»

С лодок проекта «Акула» может быть осуществлен старт всего боекомплекта одним залпом, интервал между стартом ракет минимальный. Запуск ракет можно осуществить из надводного и подводного положения, в случае запуска из подводного положения глубина погружения составляет до 55 метров, ограничения по погодным условиям для запуска ракет нет.

Использование амортизационной ракетно-стартовой системы АРСС позволяет осуществить старт ракеты с помощью порохового аккумулятора давления из сухой шахты, это в значительной мере уменьшает уровень предстартового шума, а так же сокращает интервал между запусками ракет. Одной из особенностей комплекса является подвешивание ракет у горловины шахты при помощи АРСС. На стадии проектирования было предусмотрено размещение боекомплекта из 24 ракет, однако решением главкома ВМФ СССР адмирала С.Г. Горшкова, число ракет было сокращено до 20.

Разработка нового усовершенствованного варианта ракеты Р-39УТТ «Барк» была начата после принятия постановления правительства в 1986 году. На новой модификации ракеты планировалось реализовать систему прохождения через лед, а так же увеличить дальность до 10 000 км. По плану, перевооружить ракетоносцы было необходимо до 2003 года к моменту истечения гарантийного ресурса ракет Р-39. Однако, испытания новых ракет прошли не удачно, после третьего пуска закончившегося провалом, в 1998 году Министерством обороны принято решение о прекращении работ над комплексом, к моменту принятия такого решения готовность комплекса составляла 73%. Разработка другой твердотопливной БРПЛ «Булава» была поручена Московскому институту теплотехники, разработавшему сухопутную МБР «Тополь-М».

Помимо стратегического вооружения, на лодках проекта 941 «Акула» размещено 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм, которые могут быть использованы для постановки минных заграждений стрельбы ракето-торпедами и обычными торпедами.

Система противовоздушной обороны обеспечена восемью комплексами ПЗРК «Игла-1».

Лодки проекта «Акула» оснащены радиоэлектронным вооружением следующих типов:

    • «Омнибус» — боевая информационно-управляющая система;
    • аналоговый гидроакустический комплекс «Скат-КС» (на ТК-208 установлен цифровой «Скат-3»);
    • гидроакустическая станция миноискания МГ-519 «Арфа»;
    • эхоледомер МГ-518 «Север»;
    • радиолокационный комплекс МРКП-58 «Буран»;
    • навигационный комплекс «Симфония»;
    • комплекс радиосвязи «Молния-Л1» с системой спутниковой связи «Цунами»;
    • телевизионный комплекс МТК-100;
    • две антенны буйкового типа, позволяют принимать радиосообщения, целеуказания и сигналы спутниковой навигации при нахождении на глубине до 150 м и подо льдами.

Интересные факты
    • Впервые размещение ракетных шахт впереди рубки осуществлено на лодках проекта «Акула»
    • За освоение уникального корабля звание Героя Советского союза было присвоено Командиру первого ракетного крейсера капитану 1 ранга А. В. Ольховникову в 1984 году
    • Корабли проекта «Акула» занесены в книгу рекордов Гинеса
  • Кресло командира в центральном посту находится в неприкосновенности, исключения нет ни для кого, ни для командиров дивизии, флота или флотилии и даже министра обороны.
Поделиться