Архитектор Луиc Салливен: «Форма определяется функцией. Архитектор Луиc Салливен: «Форма определяется функцией Здание гаранти билдинг в буффало

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец – Ирландец, был танцмейстером и скрипачом. В 1872 году в возрасте шестнадцати лет он поступил в первую архитектурную школу США открытую в 1866 году Массачусетским политехническим институтом, но уже через год покинул ее и какое-то время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, который был приверженцем романтической неоготики. В 1874 году в течение нескольких месяцев Луис Салливен посещал парижскую школу изящных искусств, но в 1875 году вернулся в Чикаго, где жила его семья и стал работать в разных архитектурных мастерских. В 1879 году Салливен пришел на работу в ателье Данкмара Адлера, а через два года стал его компаньоном. В совместной деятельности с Адлером, опытным инженером и организатором, способности Салливена проявились в полной мере В соответствии со специализацией, обычной для второй половины XIX века, Салливен взял на себя решение художественных проблем, в то время как Адлер занимался не только деловой и инженерной стороной их работы, но и планировкой, пространственной организацией зданий.

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание Аудиториума в Чикаго (1887 - 1889 гг.). Аудиториум - крупнейший в США театральный зал (4237 зрительских мест), заключенный в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово-романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении дизайна интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора. Земельные спекуляции привели к громадному росту стоимости участков в деловом центре Чикаго. Их порождением стал новый тип здания небоскреб. Его развитие в высоту обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века. Чикагские архитекторы У. ле Барон Дженни, Д. Х. Бернхем и Дж. У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел еще дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды.

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890 - 1891) было первым этапом стремлений Салливена к эстетическому освоению утилитарно-конструктивной реальности. Завершением экспериментов было здание Гаранти-билдинг в Буффало (1894 - 1895). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти-билдинг, Салливен опубликовал статью Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения, подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.

Последнюю возможность реализовать свою концепцию Салливен получил в 1899 году, проектируя на оживленном угловом участке Универсальный магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь - Карсон, Пири и Скотт). Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются чикагские окна, замечательные по своему соответствию рамнокаркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

В первом десятилетии XX века работы Салливена не велики по объему. В 1908 году он построил национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота, где создал лучший из своих интерьеров. С 1908 года он мало строил и ничего не писал, а в 1918 году разорился окончательно – потерял мастерскую и лишился возможности получать заказы. В 1922 -1923 годах он написал «Автобиографию идей» , в которой описал свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы с Адлером. 14 апреля 1924 года умер всеми забытый в номере дешевого чикагского отеля. Луис Салливен считается самым ярким выдающимся представителем «чикагской школы» архитектуры.


Луис Генри Салливен

Луис Генри Салливен родился 3 сентября 1856 года в Бостоне. Его отец – Ирландец, был танцмейстером и скрипачом.

В 1872 году в возрасте шестнадцати лет он поступил в первую архитектурную школу США открытую в 1866 году Массачусетским политехническим институтом, но уже через год покинул ее и какое-то время работал в ателье филадельфийского архитектора Ф. Фарнесса, который был приверженцем романтической неоготики.

В 1874 году в течение нескольких месяцев Луис Салливен посещал парижскую школу изящных искусств, но в 1875 году вернулся в Чикаго, где жила его семья и стал работать в разных архитектурных мастерских.

В 1879 году Салливен пришел на работу в ателье Данкмара Адлера, а через два года стал его компаньоном.

«Аудиториум» в Чикаго

Самой первой крупной работой Адлера и Салливена было здание театрального зала «Аудиториума» в Чикаго (1887-1889). Театральный зал на 4237 зрительных мест заключался в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Спекуляции земельными участками в деловом центре Чикаго привели к громадному росту их стоимости и тем самым породили новый тип здания – небоскреб. Развитие строительства небоскребов обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века.

Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе, построенное в 1890-1891 годах послужило началом борьбы Салливена с конструктивной реальностью.

Здание Гарантии-билдинг в Буффало (1894-1895) завершило его эксперименты, в котором вертикальные членения строго отвечают его функциям. Гарантии-билдинг, пожалуй самый шедевральный проект Луиса Салливена, внешний облик которого чрезвычайно выразителен. После окончания строительства Гарантии-билдинг, в 1896 году Салливен публикует статью «Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения», в которой он излагает основы его теории.

В 1895 году Салливен расходится с Адлером и по 1905 год работает с Дж. Элмсли. Они занимались жилищным и банковским строительством.

Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго

В 1899 году Салливен получил возможность реализовать свою концепцию в проектировании универсального магазина Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт), довольно крупное здание, построенное на оживленном угловом участке.

Салливен интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды, а организацию внутренних пространств он не ставил как художественную задачу.

В 1901-1902 годах мало загруженный практической работой Луис Салливен создает большую часть своего литературного наследия. В это время он написал книгу «Беседы в детском саду». Еженедельник «Интерсэйт аркитект энд билдер» в течении целого года публиковал текст этой книги.

Национальный фермерский банк в Оватоне

В первом десятилетии XX века работы Салливена не велики по объему. В 1908 году он построил национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота, где создал лучший из своих интерьеров.

С 1908 года он мало строил и ничего не писал, а в 1918 году разорился окончательно – потерял мастерскую и лишился возможности получать заказы.

В 1922-1923 годах он написал «Автобиографию идей», в которой описал свою юность и наиболее плодотворные годы своей работы с Адлером.

Луис Салливен считается самым ярким выдающимся представителем «чикагской школы» архитектуры.

В 1868 году в Бостоне произошло совершенно непримечательное событие: 12-летний мальчик, как и положено маленькому мальчику, гулял по стройке и увидел огромного, как ему показалось, и очень значительного человека в большой шляпе и с огромной бородой. Самым захватывающим было то, что все люди, работавшие на строительстве, относились к бородатому мужчине с огромным почтением и стремглав бежали исполнять любое его распоряжение. Пораженный мальчик спросил у рабочих об этом господине и услышал, что это - архитектор. Мальчик прибежал домой и заявил отцу, что намерен стать архитектором. Так началась карьера Луиса Генри Салливана - человека, который изобрел небоскреб.

Здание Гаранти-билдинг в Буффало входит в число знаменитых зданий, созданных архитектором Луисом Генри Салливаном.

Луис Генри Салливан (Louis Henry Sullivan) — американский архитектор, представитель стиля модерн, первопроходец рационализма, отец американского модернизма. Создатель одного из первых небоскребов и концепции органической архитектуры, идеолог чикагской школы архитектуры и учитель Фрэнка Ллойда Райта. Ему принадлежит афоризм «форму в архитектуре определяет функция»


Новаторские многоэтажные здания деловых центров Салливана, включая Гаранти-билдинг в Буффало (1894), стали первенцами функционального подхода к архитектуре. Созданная им концепция органической архитектуры была развита затем Ф. Л. Райтом.


Салливана часто называют называют «отцом небоскребов» и «пророком современной архитектуры». Творчество Салливана, его афоризм "форму в архитектуре определяет функция" оказало значительное влияние на развитие европейского функционализма 1920-х гг.

Гаранти-билдинг (Guaranty Building) является одним из шедевров архитектурного творчества Луиса Салливaна. Луис Салливaн работал над проектом Гаранти вместе с Данкмаром Адлером, взявшим на себя всё инженерное обеспечение проекта. Здание Гаранти - это их совместное произведение. Здание Гаранти напоминает, построенное 5-ю годами ранее здание Уэйнрайт-билдинг (The Wainwright building), но воспринимается как дальнейшее развитие и индивидуального стиля Салливана. Строительство Гарантии - обработка и совершенство формы, которая была найдена в "The Wainwright building" , и ее преобразование в дух дизайна.

Местный нефтяной магнат, Хэскэл Л. Тэйлор задумал претенциозный проект: «создать лучшее офисное здание в стране», и был готов этот проект финансировать. Тэйлор на сам процесс проектирования и строительства не влиял, он давал деньги и ждал итогового результата. Итогового результата Тэйлор не дождался: во время строительства он умер.

Но у проекта нашлись новые спонсоры, главным среди которых стала Prudential Insurance Company. Это отразилось в названии проекта: Гаранти (Guaranty Building), - название, придуманное Тэйлором, одновременно стал называться Пруденшил (Prudential Building) - по имени нового спонсора. Оба эти названия были выбиты над центральным входом. Здание было построено всего за год: строительство длилось с марта 1895 по март 1896 годов.

Салливан, сумел придать высотным деловым зданиям художественный облик. Как художник, Салливaн интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды. Организацию внутренних пространств он еще не осознавал как художественную задачу. Этот шаг в развитии концепции органичной архитектуры сделал уже Ф.Л.Райт, который работал у Салливена в 1888 — 1893 годах и до конца жизни оставался под впечатлением идей любимого мастера.

Салливан делил сооружение на пять уровней в соответствии с их назначением. На первом уровне помещались подвалы с отопительными помещениями, на втором — банки и магазины, которые должны были хорошо освещаться. Третий уровень занимали просторные помещения, к которым вели широкие лестницы; четвертый (Салливан уподоблял его улью) включал многочисленные этажи, заполненные конторами. На пятом уровне архитектор помещал аттик (стенку над венчающим сооружение карнизом, обычно украшенную рельефами или надписями), который напоминал античные постройки.

Членение на уровни хорошо просматривается в небоскребе Гаранти -билдинг.

Во втором уровне Салливан использовал арки и пилястры. Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж, трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства здания Гаранти, Салливан опубликовал статью "Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения", подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории.


Среди американских архитекторов бытует мнение, что Салливан был в большей степени декоратором и дизайнером, нежели собственно архитектором. Создателем первого небоскреба также считается не Салливан, а Уильям Лебарон Дженни, который построил первое здание с внешним металлическим каркасом. Тем не менее именно Салливан создал небоскреб как символ и идею.

В понимании Салливана главная функция небоскреба в том, чтобы быть небоскребом, поскольку идеи силы и свободы, которые воплощены в этом типе зданий, самоценны. Поэтому, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь. Чтобы подчеркнуть "парение", Салливан отказался от горизонтального членения фасада, заменив его вертикальным. Опорные стойки, служащие внешним каркасом, были использованы, чтобы подчеркнуть устремленность здания в небо, а большие окна между опорами создавали ощущение воздушности.

Архитектор считал, что сама высота должна быть "доминирующим аккордом", центральной эстетической идеей возводимой башни, и добавлял, что в сооружении должны быть "сила и могущество высоты, слава и гордость экзальтации". Воистину, этот человек не зря выучил наизусть всего Вагнера.

Предшественник стиля, который впоследствии получил название "небоскребов", здание Гаранти было одним из первых зданий, имеющим несущий стальной каркас. Это избавляло стены от несущей нагрузки, а следовательно, облегчало их массу. Проект 1896 года имеет форму буквы U: здание ориентировано строго по линии "север-юг", - так, чтобы на юг выходила внутренняя часть здания. Благодаря этому окна, расположенные на внутренней стороне U получили дополнительный свет. Простенки между окнами имеют форму чётко обозначенных вертикалей, спонтанно направляющих взгляд вверх к внушительному карнизу.

Для украшения здания Салливан использовал ажурный керамический орнамент с геометрическими мотивами и натуралистическим дизайном цветов, а на верху здания в виде раскинувшихся ветвей дерева.

Терракота создаёт впечатление камня, но сравнительно легка и недорога. Это был один из любимых строительных материалов Салливана.

Утрачивая ценность самостоятельного элемента, декор здания Гаранти функционализируется. И эта функционализация декора является главной стилистической особенностью Гаранти, главным достижением Салливена в рамках этого архитектурного объекта. - Налагаясь на структурную композицию фасада, декор начинает эту композицию подчёркивать, являясь достаточно редким примером того, как декоративный элемент иллюстрирует собою функцию. По сути, главные задачи декоративного элемента здесь - это усиление «ритма восприятия» структуры и способствование более ЦЕЛОСТНОМУ восприятию этой структуры

Когда в 1896 строительство Здания Гаранти было завершено, оно по оценкам современников было не только самым красивым зданием строительно-конструкторского бюро Буффало, но и одним из самых красивых в стране. Здание отражало оптимизм и процветание Соединенных Штатов того времени. Историки архитектуры рассматривают здание Гаранти, как один из самых больших архитектурных успехов в области офисных зданиях Луи Салливана.

Из студенческого эссе:

"Будучи родом из Буффало, Нью-Йорк, я раньше считал большую архитектуру само собой разумеющимся. Мне нравился Буффало, но я едва знал, что в других городах страны существует недостаток таких великолепных зданиях. Я проходил мимо здания Гаранти и всегда любовался тонкой ажурной листвой, вырезанной в терракоте. Городской пейзаж холодных серых зим был акцентирован темно-красной терракотой здания, оно возникало на фоне белого снега и, казалось, выражало собою силу природы и, как я понял позднее, что это впечатление достигалось через органическую теорию архитектуры ".

В течение многих лет Здание Гарантии было одним из самых престижных служебных адресов Буффало (кроме трудных времён Великой Депрессией). Хотя признано архитектурным шедевром уже в 1940, к середине 1950-ых здание было описано как "старое и грязное", и популярность его уменьшалось.

Хотя усилия по модернизации были полны благих намерений, тем не менее, они нарушили эстетику здания и повредили конструкции. В 1955 стекловолоконная поверхность была добавлена к цокольным этажам, а грубая пескоструйная очистка повредила сложный рельефный рисунок терракоты. Огонь в 1974 повредил верхние этажи, и здание было продано на аукционе. Несмотря на его признание в 1975 как Национальную Историческую достопримечательность, к 1977 владельцы здания планировали его разрушение, чтобы освободить место, востребованное рынком.

Благодаря защитникам архитектуры этим планам не дано было осуществиться. Вместо этого на восстановление здания была получена серия грантов и кредитов. К сентябрю 1982, с полным проектом реконструкции за $12.4 миллионов, Гаранти вновь стала престижным служебным адресом. Юридическая фирма Hodgson Russ LLP, ведущей силы в более раннем усилии по сохранению, купила здание для своих основных офисов в 2002.

Салливен стремился соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов, складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Благодаря своим теоретическим разработкам Салливан вошёл в историю не только как практик, но и как теоретик архитектуры. Его статья «Высотное конторское здание с художественной точки зрения» имела большое значение для развития архитектуры высотных домов.


Теоретические высказывания архитектора не менее значительны, чем его постройки. Архитектор ставил перед собой грандиозную, но трудновыполнимую задачу: средствами архитектуры преобразовать общество и привести его к гуманистическим целям. Созданная им теория архитектуры, по степени эмоциональности граничит с поэзией.


«Все в природе, - говорит Салливан, - имеет свой облик, другими словами, имеет форму, внешнее выражение, которые раскрывают нам их сущность и то, чем они отличаются друг от друга и от нас самих». Сравнение с природой приводит автора к выводу, что цель архитектурного решения должна заключаться в том, чтобы придать каждому сооружению ему одному свойственный неповторимый облик. «Будь то парящий орел или цветущая яблоня, везущая груз ломовая лошадь или ветвистый дуб, извилины реки или гонимые ветром облака, восходящее или заходящее солнце, - форма всегда отвечает функции - это закон». И, подчеркивая эту мысль, он заканчивает словами «Если не меняется функция, не меняется и форма».

Первой крупной совместной работой Адлера и Салливена было создание Аудиториума в Чикаго (1887 - 1889 гг.) (рис. 6).

Рис. 6. Аудиториум в Чикаго

Аудиториум - крупнейший в США театральный зал (4237 зрительских мест), заключенный в оболочку из десятиэтажных корпусов отеля и офисов. Работая над проектом, Салливен отошел от пассивного подражания европейским образцам, следуя примеру Ричардсона. Композиция многоярусной каменной аркады, образующей фасады, почти повторяет сурово-романтичный облик складов оптовой торговли Маршалла Филда, построенных в Чикаго Ричардсоном, но в решении дизайна интерьера зала, громадное пространство которого расчленено арочными диафрагмами, организующими акустику, Салливен проявил себя как самостоятельный мастер, сочетающий рациональную логику с буйной фантазией декоратора .

Его развитие в высоту обеспечивалось применением металлического каркаса и пассажирского лифта, изобретенного в середине XIX века. Чикагские архитекторы У. Ле Барон Дженни, Д.Х. Бернхем и Дж. У. Рут сумели ясно и правдиво выразить новизну конструкции и внутренней организации построек. Салливен пошел дальше, стремясь соединить рациональность с эмоциональным выражением напряженности, концентрации урбанистической среды. Параллельно с экспериментами в строительстве небоскребов складывалась его архитектурная теория. Высотные здания, спроектированные Салливеном, свидетельствуют о стремлении синтезировать законы композиции, идущие от традиций парижской Школы изящных искусств, и новое каркасное решение, новые пропорции и ритм, продиктованные ячеистой структурой конторского здания.

Десятиэтажное здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе (1890-1891) было первым этапом стремлений Салливена к эстетическому освоению утилитарно-конструктивной реальности (рис. 7). Его решение во многом компромиссно.

Рис. 7. Здание Уэнрайт-билдинг в Сент-Луисе

Завершением экспериментов было здание Гаранти-билдинг в Буффало (1894-1895) (рис. 8-10). Членения вертикальной массы здания строго отвечают его функции. На первом этаже обнажены опоры несущего каркаса здания. Над вторым этажом, где начинаются конторские помещения, ритм простенков становится вдвое более частым, подчеркивая общую вертикальную устремленность композиции. Тринадцатый, технический этаж трактован как пластически-насыщенное завершение здания. В 1896 году, после окончания строительства Гаранти-билдинг, Салливен опубликовал статью "Высотные административные здания, рассматриваемые с художественной точки зрения", подводящую итоги творческих поисков, первое и наиболее ясное изложение основ его теории. Гарантии-билдинг, пожалуй самый шедевральный проект Луиса Салливена, внешний облик которого чрезвычайно выразителен.

Рис. 8. Здание Гарантии-билдинг в Буффало

Рис. 9. Здание Гарантии-билдинг в Буффало

Рис. 10. Здание Гарантии-билдинг в Буффало

В 1899 году Салливен получил возможность реализовать свою концепцию в проектировании универсального магазина Шлезингера и Мейера в Чикаго (теперь Карсон, Пири и Скотт), довольно крупное здание, построенное на оживленном угловом участке (рис. 11).

Рис. 11. Магазин Шлезингера и Мейера в Чикаго

Несмотря на сложность, здание Салливена остается непревзойденным по силе выразительности архитектуры. Внутри здания сохранен тип складского помещения со сплошным полом. Фасад спроектирован с учетом максимального освещения внутреннего пространства. Основными элементами фасада являются «чикагские окна», замечательные по своему соответствию рамно-каркасной конструкции здания. Весь фасад выполнен с такой силой выразительности и точностью, которые нельзя встретить ни в одном здании того времени. Окна с их тонкими металлическими рамами точно врезаны в фасад. В нижних этажах окна объединены узкой полосой орнамента на терракоте, акцентирующей горизонтальную организацию фасада.

Салливен интересовался лишь выразительностью внешнего облика здания, его связями с характером окружающей среды, а организацию внутренних пространств он не ставил как художественную задачу.

В первом десятилетии XX века работы Салливена невелики по объему. В 1908 году он построил национальный фермерский банк в Оватоне, штат Миннесота, где создал лучший из своих интерьеров (рис. 12).

Рис. 12. Национальный фермерский банк в Оватоне

Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления стали загородные особняки для состоятельных оригиналов, любителей современного искусства (рис. 13, 14) .

Луис Генри Салливен внес свою лепту в развитие православного зодчества. Церковь Троицы стала одним из самых русских зданий Чикаго (рис. 15).

Рис.13. Особняк Брэдли

Рис.14. Особняк Брэдли

Зенит славы Луиса Генри Салливена пришелся на 1893 год, когда в Чикаго состоялась Всемирная Колумбовская выставка. Пространство, выделенное под павильоны, было поделено между шестью ведущими архитектурными бюро, и самый большой участок достался Adler & Sullivan для возведения павильона транспорта (рис. 16) .

Рис. 16.Транспортный павильон на Всемирной Колумбовской выставке

Верный своему принципу о подчинении формы требованиям функциональности, Салливен спроектировал павильон, который сочетал дешевизну и помпезность, необходимые для временного здания, создаваемого ради единственной экспозиции. В то время как прочие павильоны пытались казаться чем-то вроде античных храмов, павильон транспорта не скрывал того, чем он в действительности являлся - а был он большим раскрашенным шатром, в котором должно хватить места и публике, и экспонатам.

Здание Чикагской товарной биржи являлось самым высоким зданием Чикаго с 1930 по 1965 годы. Здание включено в реестр исторических мест США 16 июня 1978 года. Первоначально здание было построено только для чикагской товарной биржа, которая в 2007 году объединилась с чикагской фондовой биржей .

Арка Чикагской Фондовой Биржи (рис. 17) установлена по проекту Луиса Салливена в 1977 году на северо- восточном входе в Арт институт на улице Monroe у улицы Columbus. Арка из терракоты, связанная с обратной стороны цементом, сегодня является центральной точкой садового комплекса, прилегающего к восточному крылу Арт института. В течение 80 лет она стояла как драматический вход высотой в два этажа против тринадцатиэтажного фасада здания Чикагской Фондовой Биржи .

Рис. 17. Вход в Чикагскую фондовую биржу

Освобожденная от своих архитектурных функций арка теперь рассматривается как скульптура. Ее орнамент, выполненный Луисом Салливеном, считается его лучшей дизайнерской работой. Изобилие листьев внимательно контролируется геометрическими узорами, как будто Салливен подтверждает, что «самое правильное, когда цветы появляются среди листьев тех растений, которым они принадлежат».

Открытый полукруг как бы вложен в арку, рамой которой является прямоугольник 40 на 30 футов. В его первом углублении полоса орнамента из терракоты, затем широкая полоса облицовочного камня, заполненная будто мастером каменных работ. Вокруг и выше этой полосы все изобилует декорацией. По углам два прекрасной работы круглых медальона диаметром 4 фута. В левом изображен каменный дом Филипа Пека. На правом выбита дата 1893, год начала строительства. Выше них полоса, на которой рельефными буквами написано СHICAGO STOCK EXCHANGE BUILDING. Венчает структуру глубокий витиеватый оригинальный карниз.

В числе других знаменитых сооружений Салливена: оперный театр в Пуэбло (шт. Колорадо, 1890); мавзолей Уэйнрайта в Сент-Луисе (1892); Пруденшл-билдинг в Буффало (1894); Байярд-билдинг в Нью-Йорке (1898); усадьба Генри Бэбсона в Риверсайде (шт. Иллинойс, 1907) и Национальный сельскохозяйственный банк в Оватоне (шт. Миннесота, 1908) .

Ревекка Фрумкина Луиc Салливен (Louis Sullivan, 1856−1924) по праву считается основоположником американской архитектуры как феномена со своей историей и традицией. Важнейшим этапом становления этой архитектуры были работы Чикагской школы , воплощенные не только в постройках Салливена, но и в его текстах. Луис Салливен (1895) Луиc Салливен был человеком ярко и разнообразно одаренным, в том числе литературно. Этого нельзя не заметить при чтении его работ, например его автобиографии. Ведь не каждому удается сформулировать свое творческое кредо в трех словах, — я имею в виду знаменитый тезис Салливена « Form follows function « «Форма определяется функцией» .

Существенно, что эта позиция не помешала архитектору создавать и систематически использовать в своих постройках детали отнюдь не функциональные — прежде всего сложнейшие растительные орнаменты. Мы находим их уже в его первых больших работах (например, в здании «Аудиториум» в Чикаго), а также в «скромных» зданиях провинциальных банков, которые герой нашего рассказа проектировал на позднем этапе своей карьеры.

При этом постройки Салливена не выглядят ни аскетичными, ни «разукрашенными»: поскольку форма у него действительно диктуется функцией, спроектированные им здания обладают особой гармонией — будь то небоскребы или скромное здание универсального магазина. Орнамент у входа в здание универмага «Карсон, Пири, Скотт и компания» (Чикаго) Салливен мыслил масштабно и структурно. По его мнению, конструкция многоэтажного здания состоит из пяти частей:

1) подземный технический этаж;

2) этаж на уровне земли (для магазинов, банков и т. д. , которым нужны просторные помещения со светом и широким выходом);

3) второй этаж (большие габариты, окна для залов, выставочных композиций);

4) некоторое количество однотипных этажей (для офисов);

5) верхние этажи — один-два (для котлов, резервуаров, проводок).

Таким образом, здание проектировалось по принципу «изнутри наружу»: структура внутреннего пространства получала внешнее выражение. Для того времени этот подход был новаторским; многие архитекторы — современники Салливена его не поддерживали.

Луис Салливен был яркой личностью и, как можно понять из его жизнеописаний, обладал не самым легким характером. В творческой жизни архитектора можно выделить три периода:

1) становление Салливена как профессионала, включая его работу в мастерской Уильяма Дженни (1873−1879);

2) несомненный расцвет мастера в годы сотрудничества с крупным архитектором и инженером Данкмаром Адлером в фирме «Салливен и Адлер» (1879−1894); 3) длительный и грустный период творческого и личного одиночества, вплоть до кончины мастера в 1924 году.

Финансовая паника 1893 года нанесла существенный урон фирме «Адлер и Салливен»; год спустя окончилось и само это партнерство. Заключительным совместным свершением стало здание Guaranty Building; для Салливена это был последний масштабный заказ. В дальнейшем Луис Салливен строил небольшие, но всегда изысканные здания и вынужден был жить более чем скромно. Правда, он много писал — весьма интересен его автобиографический очерк «Автобиография одной идеи». Уэйнрайт-билдинг (Сент-Луис, штат Мичиган) Сотрудничество Салливена и Адлера было тем более плодотворным, что их таланты и познания пребывали в отношениях взаимной дополнительности. Данкмар Адлер не только был на редкость одаренным инженером, но у него были незаурядные способности как у организатора.

Салливен, как подлинный новатор, был склонен к риску и весьма конфликтен, тем более что выработанный им стиль, строго говоря, не укладывался ни в какие академические клише. При этом архитектор никогда не был сознательным ниспровергателем — мне кажется, он не стал бы строить что-нибудь наподобие «Дома над водопадом» Райта: Луис Салливен вообще решал другие задачи.

Так, в перспективе Всемирной колумбийской выставки (World"s Columbian Exposition) 1893 года в Чикаго Салливен, в числе десяти специально отобранных американских архитекторов, был приглашен для постройки павильона «Транспорт». Спроектированное им здание оказалось единственной постройкой, целиком исполненной в цвете и притом отнюдь не в господствующем тогда псевдоклассическом стиле Beaux-Arts, что вызвало резкое недовольство со стороны влиятельного главного архитектора выставки Дэниела Бернема (Daniel Burnham). Павильон «Транспорт» на Всемирной выставке 1893 года Однако вскоре за павильон «Транспорт» Салливен получил несколько международных наград! Спустя 30 лет он писал, что выставка 1893 года отбросила американскую архитектуру как минимум на полвека назад…

Луис Салливен обладал поразительным художественным воображением. Для своих небоскребов он разрабатывал орнаменты несказанной красоты, которые потом воплощались в камне, металле и керамике. В более поздние годы архитектор создавал и лепные украшения, как это было им сделано для небольшого здания Универмага Ван Аллена в Клинтоне, Айова (1914).

Поделиться